Тихонова Зоя Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия№1», почетный работник общего образования Российской Федерации, почетный наставник, делится своими мыслями о педагогической деятельности

2 марта 2025 года вся Россия впервые отметила День наставника. Этот праздник учрежден указом президента Владимира Путина, чтобы подчеркнуть важность и престиж наставничества в нашей стране.

Что такое наставничество для меня, для учителя русского языка и литературы? Быть наставником – это быть рядом с учеником, с молодым педагогом в процессе педагогической деятельности, помогать им в выборе индивидуальной траектории развития, идти с ними по выбранному маршрутному листу.

Сегодня могу утверждать, что я - наставник, проработавший в разных типах общеобразовательных учреждений Чувашской Республики 41 год. Хотелось бы отметить, что за время работы в школах и гимназиях всегда мне так выпадало работать в творческих педагогических коллективах таких, как гимназия при Чувашском госуниверситете им. И.Н. Ульянова, продолжаю педагогическую деятельность в МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары. На развитие личности обучающихся, педагогов всегда влияет та образовательная и воспитательная атмосфера, в которой мы творим, работаем, воспитываем будущее поколение. В нашем образовательном учреждении, в МБОУ «Гимназия №1», можно выделить много ярких творческих учителей по разным предметам. Наш педагогический коллектив, соблюдая старые классические традиции, используя педагогические инновации, информационные технологии, технологию критического мышления и различные современные методы, создает новое.

Стать наставником и новатором в нашей профессиональной деятельности невозможно достичь успехов сиюминутно. Учитель должен пройти большой тернистый путь методом проб и ошибок, чтобы выбрать эффективные методы обучения и воспитания. За время профессиональной деятельности нами, учителями гимназии №1, сколько проведено открытых уроков, внеклассных мероприятий, заочных и очных экскурсий по поэтическим местам, сколько просмотрено театральных постановок. Также особо хотелось бы выделить, что педагогический коллектив работает и продолжает творить, проводить учебные занятия, используя инновационные технологии.

За время существования МБОУ «Гимназия №1» (школы №34), за многолетний педагогический опыт было проведено учителями столько мастер-классов, открытых учебных и внеклассных уроков и мероприятий на различных уровнях: муниципальных, республиканских, всероссийских, международных. В этом 2024-2025 учебном году наши педагоги поделились с педагогическими находками, показали открытые уроки преподавателям вузов и практикующим учителям Шри- Ланка. Встреча педагогических работников прошла в теплой и дружественной обстановке.

Задача наставника – это стремление заинтересовать не только обучающихся, но и привлечь внимание, пробудить интерес начинающих педагогов, помочь им в выборе их деятельности. Наставник также помогает в выборе той или формы проведения учебных занятий, помогает в развитии творческого потенциала, личностных качеств и коммуникативных умений. Наставник видит в каждом ученике творческие задатки, помогает развиваться в образовательной среде, помогает выбрать правильную траекторию развития.

Работая в гимназии с молодыми педагогами, со студентами вузов Чувашии, с обучающимися, я понимаю главную миссию и задачи, стоящие перед наставником. Наставник - это тот человек, который старается урегулировать отношения как между учащимися, так и между педагогическим и родительским сообществом.

В мыслях всегда вспоминаю своих выпускников гимназистов, бывших своих учителей. Сколько же их было за время долгой педагогической деятельности!

С уверенностью сегодня могу сказать, что мне интересно продолжать педагогическую деятельность, несмотря на все сложности, когда вижу успех моих гимназистов, гимназистов  выпускников, молодых педагогов. Моим жизненным девизом является фраза «Дорогу осилит идущий». Как верно подметил педагог В.А. Сухомлинский: «Творение Человека – самая высокая и почетная миссия в обществе. Человек – это самое удивительное. самое красиво, самое сильное и самое непостижимое из всего, что нас окружает». Я отдаю свое сердце детям, чтобы творить этого Человека.

Мучительно и больно каждый раз я задаю один и тот же вопрос «Что я оставила в душах моих детей?» Какой он сложный педагогический процесс! Как бывает порой трудно войти в этот дивный мир детства с горящим сердцем, в котором живет и трепещет пульс детской жизни… Пробиться к родникам детской души – вот о чем я думаю каждый раз, когда душу тревожит вопрос: как воспитать это тонкое человеческое умение…

В преддверии юбилея, 50-летия нашей гимназии, хочется пожелать всему педагогическому сообществу, наставникам, педагогам, мастерам своего дела крепкого здоровья в обучении и воспитании достойного подрастающего поколения.

n794