Тихонова Зоя Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия№1», почетный работник общего образования Российской Федерации, почетный наставник, делится своими мыслями о педагогической деятельности
2 марта 2025 года вся Россия впервые отметила День наставника. Этот праздник учрежден указом президента Владимира Путина, чтобы подчеркнуть важность и престиж наставничества в нашей стране.
Что такое наставничество для меня, для учителя русского языка и литературы? Быть наставником – это быть рядом с учеником, с молодым педагогом в процессе педагогической деятельности, помогать им в выборе индивидуальной траектории развития, идти с ними по выбранному маршрутному листу.
Сегодня могу утверждать, что я - наставник, проработавший в разных типах общеобразовательных учреждений Чувашской Республики 41 год. Хотелось бы отметить, что за время работы в школах и гимназиях всегда мне так выпадало работать в творческих педагогических коллективах таких, как гимназия при Чувашском госуниверситете им. И.Н. Ульянова, продолжаю педагогическую деятельность в МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары. На развитие личности обучающихся, педагогов всегда влияет та образовательная и воспитательная атмосфера, в которой мы творим, работаем, воспитываем будущее поколение. В нашем образовательном учреждении, в МБОУ «Гимназия №1», можно выделить много ярких творческих учителей по разным предметам. Наш педагогический коллектив, соблюдая старые классические традиции, используя педагогические инновации, информационные технологии, технологию критического мышления и различные современные методы, создает новое.
Стать наставником и новатором в нашей профессиональной деятельности невозможно достичь успехов сиюминутно. Учитель должен пройти большой тернистый путь методом проб и ошибок, чтобы выбрать эффективные методы обучения и воспитания. За время профессиональной деятельности нами, учителями гимназии №1, сколько проведено открытых уроков, внеклассных мероприятий, заочных и очных экскурсий по поэтическим местам, сколько просмотрено театральных постановок. Также особо хотелось бы выделить, что педагогический коллектив работает и продолжает творить, проводить учебные занятия, используя инновационные технологии.
За время существования МБОУ «Гимназия №1» (школы №34), за многолетний педагогический опыт было проведено учителями столько мастер-классов, открытых учебных и внеклассных уроков и мероприятий на различных уровнях: муниципальных, республиканских, всероссийских, международных. В этом 2024-2025 учебном году наши педагоги поделились с педагогическими находками, показали открытые уроки преподавателям вузов и практикующим учителям Шри- Ланка. Встреча педагогических работников прошла в теплой и дружественной обстановке.
Задача наставника – это стремление заинтересовать не только обучающихся, но и привлечь внимание, пробудить интерес начинающих педагогов, помочь им в выборе их деятельности. Наставник также помогает в выборе той или формы проведения учебных занятий, помогает в развитии творческого потенциала, личностных качеств и коммуникативных умений. Наставник видит в каждом ученике творческие задатки, помогает развиваться в образовательной среде, помогает выбрать правильную траекторию развития.
Работая в гимназии с молодыми педагогами, со студентами вузов Чувашии, с обучающимися, я понимаю главную миссию и задачи, стоящие перед наставником. Наставник - это тот человек, который старается урегулировать отношения как между учащимися, так и между педагогическим и родительским сообществом.
В мыслях всегда вспоминаю своих выпускников – гимназистов, бывших своих учителей. Сколько же их было за время долгой педагогической деятельности!
С уверенностью сегодня могу сказать, что мне интересно продолжать педагогическую деятельность, несмотря на все сложности, когда вижу успех моих гимназистов, гимназистов – выпускников, молодых педагогов. Моим жизненным девизом является фраза «Дорогу осилит идущий». Как верно подметил педагог В.А. Сухомлинский: «Творение Человека – самая высокая и почетная миссия в обществе. Человек – это самое удивительное. самое красиво, самое сильное и самое непостижимое из всего, что нас окружает». Я отдаю свое сердце детям, чтобы творить этого Человека.
Мучительно и больно каждый раз я задаю один и тот же вопрос «Что я оставила в душах моих детей?» Какой он сложный педагогический процесс! Как бывает порой трудно войти в этот дивный мир детства с горящим сердцем, в котором живет и трепещет пульс детской жизни… Пробиться к родникам детской души – вот о чем я думаю каждый раз, когда душу тревожит вопрос: как воспитать это тонкое человеческое умение…
В преддверии юбилея, 50-летия нашей гимназии, хочется пожелать всему педагогическому сообществу, наставникам, педагогам, мастерам своего дела крепкого здоровья в обучении и воспитании достойного подрастающего поколения.