По словам русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского, «учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Несомненно, да! А что, если это интегрированный урок литературы и географии, проведённый в Культурно – выставочном центре «Радуга»? На «живой урок» - "Чудесатые уроки с Алисой из Страны Чудес" и интерактивное занятие «Горные породы и минералы» отправились мы, литератор Мешкова Татьяна Валериевна и географ Антонюк Анастасия Владимировна, с обучающимися 5 А класса и их родителями…
Страна Чудес — удивительное место! Нас тепло встретила Алиса и научила очень важным вещам: как, например, пляшут крабы и как правильно улыбнуться Чеширскому коту, чтобы он пропустил в Чарующий лес. Эльфы и феи приветливо встретили ребят в сказочном лесу, а Мартовский заяц не пожалел чая для своих гостей! Привыкнув к чудесам и странностям волшебной Страны, мальчики и девочки сами немного стали удивительными и загадочными: кто-то примерил корону Красной королевы, кто-то — шляпу Безумного Шляпника, а кто-то даже нашел ключ от домика белого Кролика. Но это еще не все тайны Страны Чудес: в творческой мастерской ребята смастерили волшебные цветы из сада Алисы своими руками!
«Живой урок» продолжило интерактивное занятие «Горные породы и минералы», в ходе которого ребята смогли не только рассмотреть экспозицию минералов и горных пород, но и прикоснуться к ней в прямом смысле слова: поддержать в руках окаменелое дерево, возраст которого более 150 миллионов лет, древних моллюсков - аммонитов и белемнитов - ровесников динозавров, учащиеся научились определять свойства кварца, гипса, марказита, магнетита, попытались найти область их применения, обозначили на карте крупнейшие месторождения полезных ископаемых России. Дети узнали, что кварц – один из красивейших драгоценных камней. Изделия из горного хрусталя особенно ценились в России: например, в Оружейной палате Московского Кремля хранится самовар, выточенный из цельного куска горного хрусталя, принадлежащий Петру I. А наши предки славяне считали белемниты, вымершие моллюски, окаменевшими стрелами Ильи Пророка или чертовыми пальцами.
Такие занятия, на наш взгляд, вырабатывают важнейшую составную часть познавательной активности – интерес, а он подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться, а удивление – стимул познания. Удивляясь, человек стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. До встречи, «Радуга»!
Мешкова Т.В., Антонюк А.В.