gns

Герман Константинович Селевко - заслуженный работник высшей школы, академик Международной академии педагогических наук, профессор, автор 2-х-томной Энциклопедии образовательных технологий, автор технологии саморазвивающего обучения писал: «Любая педагогическая технология - это, прежде всего, процессная система совместной деятельности учащихся и  учителя по проектированию (планированию) и организации образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении конкретного обеспечения участниками».

Употребление термина «нетрадиционный» тип урока (или форма урока) уместно в контексте понимания технологического подхода. Бесспорно, все новое – хорошо забытое старое, и любой новейший тип урока можно соотнести с традиционной классификацией уроков. Вместе с тем применение нетрадиционных уроков обусловлено необходимостью научить учащихся свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации.

Современные педагогические технологии направлены на развитие у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения, умению отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо, интегрирование школьных предметов, дебатная, модульная, проектная технологии, - в конечно счете преследуют общую образовательную и воспитательную задачу: формирование компетентности личности, способной ориентироваться в современном, постоянно меняющимся мире.

         Применив данную технологию, я решила провести нетрадиционный урок к 180-летию со дня трагической гибели поистине великого поэта А.С. Пушкина. Урок мы начали с обсуждения статьи «Пушкин — дитя гармонии», напечатанной в журнале "Огонек" от 9 Февраля 2017 года. Я с обучающимися 7Б, 7Д, 8Б классов попыталась разобраться: почему именно у Пушкина такая особенность — "быть фундаментальным", причем в массовом сознании? Пушкина за рубежом так же любят или для иностранного читателя он другой?

        С мирской точки зрения внезапная кончина Пушкина - несомненно, трагедия в истории России. Однако с точки зрения Русской Православной Церкви, земная смерть - начало жизни вечной. Был ли Пушкин истинно верующим человеком? В чем это выражалось? Почему Православная Церковь называет его прощенным грешником? На эти вопросы мы попытались ответить, посмотрев документальный фильм Алексея Михалёва «Прощённый грешник». Фильм открыл нам красоты Святых Гор, отстоящих от Пскова в ста десяти километрах, и четырех от Михайловского, они стали широко известны в народе после основания на одном из холмов Святогорского Успенского монастыря. Святые Горы привлекают паломников именем поэта, своими древностями. В 1924 Святые Горы были переименованы в Пушкинские Горы, это было приурочено к празднованию столетней годовщины со дня приезда поэта в михайловскую ссылку.

        Урок-воспоминание мы закончили чтением тех стихотворений поэта, которые не изучаются в школьной программе:

Если жизнь тебя обманет,                          Сердце в будущем живет;
Не печалься, не сердись!                            Настоящее уныло:
В день уныния смирись:                             Всё мгновенно, всё пройдет;
День веселья, верь, настанет.                     Что пройдет, то будет мило.

Бесспорно, обучающиеся, готовясь к уроку, получили огромный опыт работы со словарями, энциклопедиями, первоисточниками, отточили навыки исследовательской работы, было видна их заинтересованность. А в домашнем сочинении-рассуждении они попытаются доказать, что «Пушкин -  часть нашего культурного кода, которая воспринимается как генетический код и передается по наследству».

                                                                                                       Мешкова Т.В., учитель русского языка и литературы

rhq