Образовательный туризм

Что скрывается под водами залива? Кто такой Киреметь? Как сшить платье из крапивы? Кто попадает в будущее? Почему у Чапаева оба сапога левые? Лучший способ узнать ответы на вопросы ‒ это побывать в музеях нашего города.

17 декабря обучающиеся 5Д класса в рамках проекта «Живые уроки» посетили музей чувашской вышивки. Ведь жить в крае ста тысяч вышивок и не знать о чем идёт речь, как-то совсем неправильно. В Музее вышивки как раз есть на что посмотреть. А с помощью экскурсовода есть возможность и узнать много интересного. Например: сколько видов головных уборов у чувашей (кроме хушпу и масмак); почему, в основном, узоры вышивали на рукавах платья, груди и плечах;  для чего чуваши использовали раковины каури? 

Ребята не только узнали ответы на все эти вопросы, но и сами поучаствовали в одном из этапов городского музейного квеста «Тайны 9 музеев».

Экскурсия ребятам очень понравилась. Многие решили побывать вместе с родителями  и учителями и в остальных музеях города.

muzey 5D17122018

1

25 октября урок чувашского языка в 6-ых классах прошёл в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева. Нас добродушно встретила заведующим музеем И.Я. Яковлева - Илларионова Маргарита Васильевна. Она повела нас в один из первых музеев педагогического университета, который был открыт ещё в ноябре 1968 г. В этом году большие даты - это 150-летие Симбирской чувашской учительской школы и 170-летие со дня рождения ее основателя - выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я. Яковлева.

12

Ребятам очень понравилась личная библиотека Ивана Яковлевича, насчитывающая 1904 книги, среди которых несколько изданий "Букваря для чуваш с присоединением русской азбуки", переводы на чувашский язык русской и иностранной классической литературы, осуществленные под руководством И.Я. Яковлева. Маргарита Васильевна обучающимся помогла воссоздать ярко и убедительно события прошлого.

Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) – педагог, просветитель чувашского народа, создатель современной чувашской письменности. Обучаясь в Симбирской гимназии, открыл в Симбирске частную школу, ставшую в последующем первой национальной школой, первым профессиональным учебным заведением чувашского народа – Симбирской чувашской учительской школой, семинарией, затем первым вузом – институтом народного образования. Созданные И.Я. Яковлевым книги для чтения составлены на основе рассказов из народного быта и образцов устного народного творчества, собирателем которого он был; его переводы классиков русской художественной литературы (А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова и др.), а также изданные им научно-популярные книги способствовали формированию чувашского литературного языка и становлению национальной литературы, сближению их с передовой русской культурой.

Урок прошёл на одном дыхании. Дети были в восторге от этого занятия в музее.

2

Н.В. Прохорова, учитель чувашского языка и литературы

Царица рек в торжественном теченье
К далеким Каспия обширного водам.
Ты уклоняешься к Казани на свиданье
С сей древней матерью татарским городам!..
Ее со всех сторон, как друга, обнимаешь,
И трепетной струей приветствуешь луга,
И тихо с голубых рамен дары слагаешь
На оживленные Булака берега…

Николай Лобачевский

Чтобы  увидеть всю  красоту,  описанную в стихотворении  Н. Лобачевского, 18 октября учащиеся 6Б класса отправились в столицу Татарстана Казань. Сначала было решено посетить “Дом Занимательной Науки и Техники”, экспозиция которого насчитывает более 50 интерактивных экспонатов, каждый из которых – готовый стенд для проведения экспериментов. Здесь ребята стали непосредственными участниками познавательного процесса и погрузились в мир оптики, магнетизма, электричества, механики, техники, иллюзий и многого другого.vvffred

После этого экскурсовод Татьяна Анатольевна пригласила всех в Старо-Татарскую слободу - историческую часть центра Казани с уникальным архитектурным ансамблем. Каждое здание здесь связано с выдающими именами в татарской культуре и истории. Затем мы оказались в комплексе «Туган авылым», состоящем из нескольких деревянных домов в татарском стиле. На открытом воздухе располагается игровая площадка для детей и пересеченный мостами пруд.Национальный комплекс «Туган Авылым» (с татарского «родная деревня») открылся в честь тысячелетия Казани в 2005 году и находится в самом центре любимого города.

Конечно же, никто не может уехать из Казани, не посетив Казанский Кремль - культурный ансамбль и главный археологический комплекс Казани, где размещаются исторические памятники XII-XX вв. На территории Кремля гармонично переплелись восточная и западная культура – купола мечети отлично сочетаются с колокольнями православного храма, тюркская башня соседствует с особняками, выстроенными в классической европейской манере.vvffsde

В Кремле также располагается резиденция главы республики и ее правительства. Осталась незабываемой экскурсия по главной прогулочной аллее города, куда приводят все туристические маршруты. Она превратилась в пешеходную улицу в 1986 году. Аллея начинается у Казанского Кремля и тянется сквозь городской центр на 4 км. Во времена господства Золотой Орды в этом месте пролегала Ногайская дорога. На улице Баумана находится множество исторических строений, монументов, музеи, театр, бесчисленные кафе и сувенирные магазины. После покупки подарков для родных, которые с нетерпением ждали дома, все уютно устроились в комфортабельном автобусе и отправились в обратный путь. До новых встреч, Казань!

                                               Классный руководитель 6б А.Г. Щеглова

                     Вторая суббота октября для 8 «Е» класса оказалась очень насыщенной и увлекательной. А дело в том, что наш класс выехал с утра в город Ульяновск на экскурсию. Программа была очень насыщенной.  Первой остановкой у нас был Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Нас поразила выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, развернутая в районе аэродрома «Ульяновск» площадью около 18 га. На выставке экспонировались более 30-ти единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Некоторые из них являются единственными в мире. Интерес к истории российской авиации у наших ребят тут точно появился.aaaeer

Дальше нас ждала обзорная автобусная экскурсия с осмотром мест, связанных с В. Ульяновым — основателем первого в мире социалистического государства. Дальше окунулись в старину - это музей «Симбирская мужская классическая гимназия». Тут наших гимназистов заинтересовал учебно-воспитательный процесс в царской России, где важнейшим составляющим была возможность без экзаменационного поступления в любой университет России.aaaeet

Созданная в 1868 г. И.Я. Яковлевым Симбирская чувашская учительская школа стала завершающим нашу культурно-просветительскую программу в Ульяновске. Школу эту можно назвать Университетом жизни. Её создал чувашский педагог-просветитель И.Я. Яковлев. Народная школа – уникальное учебное заведение, которое включало мужскую школу, женские педагогические курсы, преобразованные в учительские семинарии, мужское и женское приходские училища, производственные мастерские, домовую церковь, сельскохозяйственную ферму, историко-этнографический музей, благотворительное общество. В начале ХХ в. Симбирская школа стала центром культуры и просвещения чувашей Поволжья.

От поездки все были в восторге и с самыми прекрасными впечатлениями мы вернулись в родные Чебоксары!

Классный руководитель 8е Прохорова Н.В.

27 сентября в ТЮЗе (в киноцентр «Сеспель») состоялась премьера спектакля «Маленький принц». Спектакль «Маленький принц» – сценическая версия одноименной повести-сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которую любят во всем мире и дети, и взрослые. Это история о том, как встретились два одиноких человека: лётчик, который потерпел аварию и оказался в пустыне, и Маленький принц, прилетевший на Землю с далекой планеты, где он долго жил в одиночестве. На помощь взрослому приходит маленький человек. Через призму детских ассоциаций взрослый герой вернется к настоящим ценностям жизни, он вновь поверит в самого себя, в любовь и дружбу, укрепится его дух, и он спасётся. Юному зрителю спектакль позволил многое узнать впервые, взрослому – задуматься и усомниться в том, что его мир, его планета – единственные во Вселенной, потому что рядом находится другой мир, забытая им планета детства. zxxswqe

Учащимся 5, 6, 7 классов посчастливилось побывать на премьерном показе спектакля. Чуть позже посмотрели эту постановку и учащиеся 8 классов. Спектакль замечательный, игра актёров великолепная, костюмы роскошные. Всё это создавало атмосферу сказки, в которой оказались и дети, и взрослые. Постановка никого не оставила равнодушным: многие ребята говорили о том, как важно ценить родных и близких, дорожить ими. А мы, взрослые, оказались на планете детства и вспомнили свои детские годы.

Творческая команда в составе художественного руководителя постановки – заслуженного деятеля искусств Чувашии Иосифа Дмитриева, режиссёра Натальи Ахмед, художника Гули Кабиловой, Ивана Михайлова (видеоряд, монтаж), композитора – заслуженного деятеля искусств Чувашии Лолиты Чекушкиной, Ирины Гавриловой (пластика), художника по свету Александра Щукина и все создатели постановки мечтали, чтобы для юных и взрослых зрителей нашей республики, на сцену ТЮЗа «приземлился самолёт» Маленького принца. 

Учитель русского языка и литературы Е.В. Лышовва

Я с тобою неразлучима,

Тень моя на стенах твоих,

Отраженье мое в каналах,

Звук шагов в Эрмитажных залах,

И на гулких сводах мостов -

И на старом Волковом Поле,

Где могу я рыдать на воле

В чаще новых твоих крестов.

Анна Ахматова

С 29 сентября по 4 октября ученики 9А и 9Г класса посетили северную столицу нашей великой страны - Санкт-Петербург. За четыре фантастических дня мы изъездили город вдоль и поперек, посетив небольшую часть интересных и знаменитых мест. Нам удалось побывать в главном оборонительном объекте, который дал начало строительству города - Петропавловской крепости, в историческом месте города - Павловске, где проходила жизнь императора Павла I, в музее Военно-морского флота. Нам даже удалось посетитовь крейсер Аврора, с залпа которой началась великая революция. Помимо всего этого мы наслаждались архитектурой удивительных монастырей, соборов и храмов. Нам даже удалось побывать в самом первом музее не только Петербурга, но всей России- Кунсткамере, открытой по приказу Петра I.zzccertas

         Помимо исторических экскурсий мы ознакомились и с современными достопримечательностями: как ,например, макет Санкт-Петербургской Акватории. Сложно сказать, что нам понравилось больше: присутствовать в местах, где свершались самые знаменитые в истории России события, восхищаться прекраснейшими шедеврами живописи, созданными знаменитыми художниками, увидеть вечерний Петербург, когда толпы людей собираются вместе, чтобы прекрасно провести время. Но надо с уверенностью сказать, что Санкт-Петербург красив, бесконечно интересен, величествен, и его мы точно посетим не один раз в жизни.

                                                              Татьяна Клеверова

zzxxvdrt

МУЗЕЙ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

ГАУ ДПО «ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ»


               3 октября 2018 года, обучающиеся 6Г класса Гимназии №1 вместе с классным руководителем посетили Музей истории медицины ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей». Он расположен в здании с удивительной историей. Об этом школьникам поведала экскурсовод. Она рассказала ученикам о медицине Древнего мира: ее возникновении, основных этапах и первых выдающихся медиках древности и их трудах. Экскурсия была направлена на профессиональную подготовку подрастающего поколения, на раскрытие ценности и гуманизма профессии врача. fffggt
           Школьники с интересом слушали также рассказ о медицине первобытного общества, узнали о быте населения и санитарном состоянии первых городов, о развитии медицины в раннефеодальном государстве Волжская Булгария (X - XIII вв.). 
Рассказ о болезнях, распространенных в древности, особенно заинтересовал учащихся, т.к. слова экскурсовода иллюстрировались археологическими материалами. Какие болезни поражают современных людей, дети увидели на анатомических препаратах. 
         Учащимся также запомнилась экспозиция, посвященная подвигу медицинских работников, уроженцев Чувашии, в годы Великой Отечественной войны. Школьники узнали о работе эвакогоспиталей, действовавших на территории Чувашской АССР в годы войны. Красочные стенды, фотографии и экспозиционные интерьеры рассказывали посетителям о трудовых буднях военных медиков, демонстрировали гостям условия работы медперсонала госпиталя, лечение раненых и больных, распорядок дня выздоравливающих бойцов. Также посетили зал «Развитие офтальмологической помощи населению Чувашии». fffgguВ экспозиционном зале раскрывается тема борьбы с глазными болезнями, которая начинает развиваться с момента введения в крае земской медицины (1866 г.) и прибытия в край земских врачей В.П. Иванова, Н.К. Адрианова, хирургов К.В. Волкова и М.В. Покровского. В завершении встречи ребята поблагодарили сотрудников за интересную экскурсию.

Классный руководитель 6г А.В. Потапова

Известно, что в любой поездке человек получает впечатления и знания, мобилизует внимание, мышление, память, испытывает множество эмоций, развивает коммуникабельность. В сущности, туризм – это мощный инструмент воспитания. Поэтому в рамках образовательного туризма ученики 8А класса МБОУ «Гимназия №1» отправились на экскурсию по Нижнему Новгороду, поскольку этот чудесный город является немаловажной частью богатой истории нашего государства.nnmmjjhnm

Чтобы ознакомить с основными достопримечательностями города школьников, для них была организована обзорная экскурсия. Затем восьмиклассники посетили Кремль, познакомились с этим настоящим чудом древнерусской архитектуры, ранее выполнявшим защитную функцию, а сейчас служащим украшением города и напоминанием о былых временах.

Ребята также посетили музей «Усадьба Рукавишниковых», который находится в роскошном здании на Верхне-Волжской набережной. На экскурсии учащиеся узнали об истории дома и его обитателях, увидели старинную фарфоровую посуду с ручной росписью, мебель 19 века, старинные монеты, иконы и многое другое. nnmmjjyhj

Поездка ребятам очень понравилась. Многие из них впервые побывали в Нижнем Новгороде – одном из древнейших городов России. Школьники пополнили свой кругозор, они узнали, что за время своего существования город был крупным торговым центром страны, здесь проводились огромные ярмарки. Здесь сохранилось множество памятников архитектуры, культуры и истории, есть много музеев, в которых представлены уникальные экспонаты.

Классный руководитель 8а класса Е.А. Ерастова

Во время весенних каникул наш 6 "ж" класс посетил замечательный город Санкт-Петербург. Мы побывали с обзорной экскурсией в  "Эрмитаже", в Соборе Казанской божьей матери.  В "Петропавловской крепости", где для нас была организована квест-экскурсия, было очень интересно! По итогам квест-игры нам вручили именную грамоту. Также были пешеходные и автобусные экскурсии  в сопровождении гида, по Невскому проспекту, а также по таинственным и загадочным местам "Мистического Петербурга", где можно было загадывать желания, и они непременно сбудутся! Это были незабываемые каникулы!  Мы обязательно вернёмся в Санкт-Петербург, где нас ждут множество красивых и интересных мест этого прекрасного города!ddrqqqw

14 марта ученики гимназии в сопровождении учителя биологии Потаповой А.В. посетили Московский дельфинарий. Ребята  долго ждали эту экскурсию, волновались и переживали. Встреча с животными – это всегда радость для детей. А тем более встреча с млекопитающими. Ребята с волнением входили в зал с просторным бассейном, где их ждала встреча с морскими животными. Каждого артиста, ребята встречали громкими аплодисментами. Морской котик ловко крутил обруч, пел и даже танцевал. Дельфины очень громко исполнили песню, катали на своих спинах дрессировщика, а потом, расшалившись, обрызгали зрителей. Радости малышей не было предела! А черноморские дельфины  покорили сердца ребят своими талантами и очень дружелюбным отношением к людям. А какие картины рисовали эти великолепные животные! Всю обратную дорогу ребята обсуждали увиденное представление и обменивались впечатлениями. Живое общение с животными очень важно для развития любви и бережного отношения к природе. Учащиеся гимназия выражает огромную благодарность Управлению образование г.Чебоксары за предоставленную возможность посетить Дельфинарий. 

Учитель биологии А.В. Потапова

tyjetjs

6 «Д» класс посетил замечательный урок Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского, посвященный творчеству М. Пришвина.  Один из самых любимых русских писателей является автором бесчисленных повестей и рассказов о природе, охотничьих рассказов и произведений для детей.attuo

Вниманию ребят была представлена электронная презентация о жизни и творчестве писателя, с помощью видеоролика они совершили виртуальное путешествие по музею-усадьбе Михаила Пришвина в Дунине Московской области и посмотрели буктрейлер по рассказу «Кладовая солнца».

В заключение урока сотрудники библиотеки порекомендовали ребятам почитать увлекательные и очень живые рассказы автора о русской природе – этого так порой не хватает городским жителям!

                                                           Учитель русского языка и литературы О.А. Васильева

                   Гимназисты 8а класса побывали на экскурсии и открытом выездном занятии на мусороперегрузочной станции. В ходе занятия ученики ознакомились с полным циклом работы Мусороперегрузочной станции г.Чебоксары, системами учета поступающих отходов, контроля работы техники и оборудования.   wsedrf
            Вторая часть занятия прошла в конференц-зале предприятия, где ребята ознакомились с выставкой интересных вещей, найденных во время сортировки мусора. Здесь есть и письма солдат со времен ВОВ и газеты, изданные в 40-ые года прошлого века, а также радио-, теле-, и фототехника разных поколений, также просмотрели видеоролик по экологической тематике и «эконарушениях», познакомились с деятельностью  АО «Управление отходами». Выражаем благодарность АО «Управление отходами»  за познавательную экскурсию и полезную информацию!    wsqarf   
                  Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду.  

                                                           Учитель биологии А.В. Потапова

Учащиеся 7- «Б» и 7 - «Д» классов провели чудесные выходные  в столице нашей Родины – Москве. Знакомство с городом началось  с обзорной экскурсии (Красная площадь,  Александровский сад, Воробьевы горы).

Никого не оставили равнодушными Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе и Оружейная палата.bbnn

Неизгладимое впечатление произвело на ребят посещение Останкинской Телебашни, музея занимательных наук «Экспериментаниум», «Крокус Сити Океанариум», а также Большого Московского цирка.

Три дня, проведенные в Москве, пролетели очень быстро. Программа экскурсионного тура была очень насыщенной и интересной. Поездка понравилась всем и запомнилась на всю жизнь.

                                                                                                                                                                   Н.Н. Семенова, Е.А. Иванова

bbmm

                     Москва — столица нашей огромной страны под названием Россия.

Москва — это город-гигант, с богатым историческим прошлым, со своими уникальными, многовековыми традициями, неповторимой аурой.

С 4 по 6 октября учащиеся 8б и 8г классов посетили столицу нашей Родины. Программа поездки была насыщенная и интересная. Осмотр Москвы мы начали с Красной площади и Кремля, история которых тесно связана с историей Москвы. На Красной площади находится одно из самых замечательных созданий древнего русского зодчества – Покровский собор, или храм Василия Блаженного. Собор выстроен в 1554-1560 годах при царе Иване Грозном. Напротив собора – Лобное место, отделанное при Екатерине II архитектором Казаковым. Отсюда объявлялись народу царские указы. Здесь же, рядом с Покровским собором, находится памятник Минину и Пожарскому,  сделанный по проекту художника Мартоса и отлитый художником Екимовым.kkko

Далее наш путь лежал на Воробьевы горы. Воробьёвы горы – так называется один из самых известных парков в Москве. Известен он тем, что здесь часто проводят различные культурные мероприятия: концерты, спортивные соревнования. Рядом находятся спорткомплекс Лужники и Московский Государственный Университет – всем известный МГУ. На Воробьёвых горах есть отличная смотровая площадка, с которой открывается красивый вид. Отсюда как на ладони видна практически вся Москва. И, конечно, хорошо видны небоскребы Москва-Сити.

Наш 1 день пребывания в столице завершился посещением мемориального комплекса «Бородинская панорама». Открыт он в 1962 году на территории бывшей деревни Фили. Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году. Нас поразили картины битвы, отраженные в панораме. Мы внимательно слушали экскурсовода и нам все стало понятно. Потом долго еще были под впечатлением увиденного.kkkp

2 день начался с посещения Останкинской телебашни. Мы узнали, что Останкинская телебашня является одной из важнейших архитектурных достопримечательностей Москвы и символом российского телевидения. Благодаря этому грандиозному сооружению обеспечивается трансляция телепередач почти на всю страну. По техническому оснащению, мощности вещания и некоторым другим характеристикам телебашня не имеет себе равных. Кроме того, она считается самым высоким сооружением в Европе.kkkq

Далее экскурсия продолжалась в ВДНХ. Мы посетили выставку «Россия делает сама» в Политехническом музее. Экспозиция очень обширная и интересная. Нам понравилось, что не обязательно стоять и читать подписи к экспонатам. Какие-то можно запустить и посмотреть вживую как они работают, про другие расскажут с экрана или можно послушать через наушники. Нас наиболее впечатлила бомба, рядом с ней можно услышать звуки взрыва. Мы много слышали о взрывах атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки, но не представляли, какой страх вызывает звук взрыва, что и было нам продемонстрировано. Рядом с экрана девочка рассказывает историю Садако Сасаки, развешаны бумажные журавлики и можно послушать рассказы выживших при атомной бомбардировке. Вечером мы гуляли по Арбату и посетили музей «Внутри себя», где узнали много подробностей о человеческом организме.

3 день мы посвятили изучению территории Кремля и посетили Оружейную Палату. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Мы своими глазами увидели шапку Мономаха и другие царские принадлежности.kkkw

Закончилось наше путешествие посещением Третьяковской галереи.  В стенах Третьяковской галереи можно почувствовать дух старого времени, силу и мощь русского духа и мысли. Счастье переполняет от созерцания той скромной красоты нашей Родины, что вместили в себя великие полотна Васнецова, Саврасова, Шишкина, Репина и др.

Богата Москва красотами, достопримечательностями, местами, заслуживающими особого внимания. Живут в ней бок о бок старое и новое, большое и малое, скромное и роскошное. Город растет, меняется. И только историю не изменить. Она вечна.

                    Классные руководители 8б и 8г классов Михайлова Г.Г. и Симакова В.А.

hhhdРеспублика Марий Эл расположена в центральной части России. Это небольшой, но очень живописный уголок.  Очень часто ее называют краем лесов и озер. На территории республики расположено всего 4 города. Самый большой и необычный - это город Йошкар-Ола. Здесь старина соседствует с новостройками, а площади и музеи не уступают Европе ни по стилю, ни по популярности. Именно туда и отправились 4 октября 6 В и 6 Е классы. Направились мы через площадь Ленина и улицу Гоголя  до реки Малая Кокшага. Любовались Благовещенской башней, Итальянским садом, необычными часами, которые три раза в день показывают представление. На одних скульптурная композиция «12 апостолов», на других "Часы с осликом".  Гладили носик и лапку Йошкиному коту, загадывали желание. Ребятам очень понравилось и не хотелось уезжать, так как за один день не возможно увидеть всей красоты города.

                                                                                                            К.В. Коллэ

hhhi

В 60 км от Нижнего Новгорода на волжском берегу расположился древнейший из городов Нижегородской земли – Городец. Более восьми столетий ведёт историю славный город: повидал он и великих князей, и татаро-монгольское разорение, и купеческие караваны, и суровых старообрядцев. По преданиям, основал Городец сам великий князь Юрий Долгорукий примерно в 1152 году. Несмотря на древние корни, Городец выглядит всё так же молодо и бодро, как в старые времена. За свою уникальную культуру и быт его прозывают Малым Китежем.hhha

Узнав об этом городе, учащиеся 7Г и 7Ж классов решили посетить это уникальное место. После обзорной экскурсии по улицам Городца экскурсовод пригласила нас в «Музей городецкого пряника», который гостеприимно распахнул свои двери в 2008 году. Он размещается в старинном купеческом доме. Здание 1906 года постройки с элементами модерна является образцом городской усадьбы и представляет собой федеральный памятник архитектуры и градостроительства. Экспозиция музея посвящена истории развития и возрождения уникального ремесла - изготовления городецких пряников. Из небольшой, но интересной экспозиции мы узнали многое о местных пряниках.

Выставки рассказывают о пряничном промысле Городца в 19 веке, истории местной артели «Красный пряничник» и Горпищекомбината. Здесь представлены описания технологий промысла, различные пряничные доски, фотографии лучших изделий, сувениры.

Затем мы отправились на набережную к памятнику  Александру Невскому, установленному в Городце в канун 730-летия со дня кончины прославленного полководца.hhhb

Известно, что Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в Федоровском монастыре, в Городце. Местные жители стали первыми участниками скорби, которая постигла русскую землю со смертью великого князя. Александр Невский был канонизирован в лике святых в 1381 году.

Недалеко от памятника с 2008 года в красочном бело-синем доме купца Гришаева работает уникальный Музей самоваров, экспозиция которого представлена частной коллекцией почетного горожанина Николая Полякова, возглавляющего Управление Федеральной налоговой службы области. В музее хранится коллекция из более 500 самоваров и других предметов русской чайной церемонии. Каких только самоваров здесь нет! И самовар-«эгоист» на 75 грамм, чтобы с другими не делиться, и самовар Дон Жуан, и солдатские, и гостиничные, и дорожные, и трактирные! Данная выставка на сегодня – одна из самых крупных в России.

Нам даже разрешили потереть один из самоваров, чтобы сбылось самое заветное желание.

Одним из самых интересных мест Городца является старорусский терем, в котором живут мастера и мастерицы с золотыми руками. Он представляет этапы развития архитектуры Нижегородского края 16-19 веков. Здесь имеется уникальная возможность увидеть историю великолепной городецкой домовой резьбы. На сегодняшний день аналогов данного объекта в России не существует.hhhc

Экспозиции комплекса представляют все многообразие народных художественных промыслов Городца: произведения русской живописи, городецкую роспись,  золотую вышивку, а также вышивку в стиле гипюр,  резьбу по дереву,  гончарные изделия,  жбанниковскую свистульку.

            Зал традиционных обрядов пригласил нас на церемонию чаепития «Иван-чай» со знаменитым городецким пряником. Затем нам предложили принять участие в мастер-классах по городецкой росписи и глиняной игрушке.

Каждый забрал свое «произведение искусства» с собой.

В конце поездки, купив сувениры и, конечно же, городецкие пряники, мы немного уставшие, но довольные отправились домой. Нас ждала долгая дорога и соскучившиеся родители.

                                                                                                       А.Г. Щеглова, Е.В. Лышова

30 сентября учащиеся 6б класса посетил столицу черемисов Йошкар-Олу.  Погода была ветреная, без дождя, временами выглядывало солнце. Ребята были впечатлены видами на набережную Брюгге, Патриаршую площадь, Кремль и небольшой зоопарк, пообедали в известном кафе города "Тарелка". Все были очарованы красотой и гостеприимством небольшого стольного города. 

                                                                                                      Е.В. Гиндина

crt

«Болдинская осень» гимназистов

Какая же осень без Болдино? В конце сентября учащиеся 6 «Д» класса посетили одно из самых любимых направлений образовательного туризма – родовое имение А.С. Пушкина.xssa

Это небольшое село в Нижегородской области с конца шестнадцатого века принадлежало предкам поэта по отцовской линии. И здесь осенью 1830 года (в тот же период, когда заповедник посетили мы!) А.С. Пушкиным был пережит поражающий взлет творческого вдохновения: за три месяца он написал около пятидесяти произведений.

Знакомство с музеем-заповедником началось с подлинного господского дома, где жил поэт. Вот диван рядом с печкой, на котором любил лежать А. Пушкин, обдумывая очередное произведение. Вот портреты его предков, а вот дверь на веранду, которая открывалась только в особо торжественных случаях, для приема гостей. Каменная церковь Успения, построенная дедом поэта, чудесный усадебный парк со старинными прудами, горбатый мостик – всё это погружает в атмосферу творческого девятнадцатого века.xssb

Дети остались под впечатлением от поездки, каждый нашел что-то по душе, будь то домик со сказками, живописные пейзажи, настоящие интерьеры старины и необычные сувениры. Болдино – это удивительное место тишины и спокойствия, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

                                                                                                      О.А. Васильева

В течение всей прошлой недели новостные блоки чувашского телевидения знакомили телезрителей с анонсом Минтранспорта Чувашии: «В это воскресенье в Чебоксары приедет передвижной выставочно-лекционный комплекс РЖД, где будет представлена инновационная продукция проектных компаний РОСНАНО и других ведущих российских и зарубежных организаций. Посетители смогут ознакомиться с историей развития отечественного железнодорожного транспорта – от паровоза Черепановых до наших дней – и современной инфраструктурой сети".    ppoi    

Поезд-музей заезжал в Чебоксары всего на два дня - 24 и 25 сентября (на втором пути станции "Чебоксары" перед железнодорожным вокзалом), поэтому родители 8 Д класса единодушно решили посетить эту выставку совместно с детьми и классным руководителем. Итак, в воскресенье, 24 сентября мы собрались перед зданием ЖД вокзала и двинулись к передвижному составу: поезд-музей включает в себя три служебно-бытовых и девять выставочных вагонов, каждый из которых посвящен какому-либо инновационному проекту или компании, ещё в вагонах представлены макеты как новейших передвижных составов, так и самых старых паровозов.ppou

 В штате передвижного выставочно-лекционного комплекса работают специалисты-экскурсоводы. Вместо пассажирских полок – экраны, вместо столов – мини-копии электропоездов. Музей на колесах открыли в 2011 году, с тех пор он курсирует по стране и рассказывает людям о прошлом, настоящем и даже будущем российских железных дорог. Всех поразил вагон-композиция «Вагон-теплушка». Этот экспонат самый молодой в поезде. Здесь он появился в 2015-м – в честь 70-летия Великой победы. Он полностью воссоздаёт обстановку, в которой солдаты отправлялись на фронт. На пассажирских полках – сержант-сверхсрочник и рядовой Красной армии. Они греются у печки-буржуйки и пьют кипяток. Какие поезда колесили по стране во время Великой Отечественной войны, как выглядели первые паровозы и станции в начале двадцатого века? Всю биографию российской железной дороги уместили в один поезд-музей.

Не менее интересными были экспонаты вагона «Инновационное развитие ОАО «РЖД», где представлены макеты высокоскоростных поездов САПСАН, «ALLEGRO», нового электропоезда «ЛАСТОЧКА».

А в вагоне «Конференции и лекции» специальное оборудование даёт возможность показать на экране видеоролики в формате 3D, презентации, тематические фильмы. На потолке вагона развёрнута интерактивная модель «Звёздное небо», выполненная на светодиодах с низким энергопотреблением.ppoy

В вагоне «Нанотехнологии. ОАО «Роснано» экскурсовод рассказал нам, как нанотехнологические решения сегодня используются в медицине, микроэлектронике, строительстве, обрабатывающей промышленности.

Полтора часа, проведённые в музее, пролетели незаметно, только оказавшись на платформе, мы поняли: сколько всего неизведанного впереди, на жизненном пути каждого из нас, и мы обязаны гордиться нашей Родиной.     

                                                                                                                                                                                         Классный руководитель 8д Т.В. Мешкова                                                                                                        
 

В субботу, 23 сентября, ученики 6Г и 6Ж классов в сопровождении классных руководителей Емельяновой А.Н. и Михайлова В.Н., а также родителей обучающихся, посетили остров-град Свияжск, который находится в Зеленодольском районе Республики Татарстан. На автобусе из города Чебоксары мы добирались до острова 2-2,5 часа, время пролетело незаметно, поскольку во время всей поездки нам посчастливилось любоваться красотами нашей родной республики. По пути в Свияжск мы заехали на гору «Птичий полет», которая находится в Козловском районе ЧР. С горы открывается замечательный вид на реку Волгу и её приток реку Аниш. После небольшого привала на горе мы отправились к Свияжску.nnko

Свияжск стоит на острове и поэтому его ещё называют «остров-град Свияжск». Сначала в Свияжске жило много людей. После постройки Куйбышевского водохранилища уровень Волги поднялся и  значительную часть суши затопило. Большинство людей переехало. Сейчас на острове осталось около 200 человек. Сам остров-град был основан в 1551 году при правлении Ивана IV Грозного.

Путь в город преграждает высокая лестница, поднявшись по которой попадаешь к входу Богородице-Успенского мужского монастыря. Этот монастырь был основан в 1555 году. В настоящее время в данном монастыре идут работы по реставрации.mmko

Следующим местом, где мы остановились, стал музей истории Свияжска. В музее нам рассказывали об основании и становлении города. Свияжск имеет богатую историю. Во время основания города в тех землях жили чуваши. Первые крепости были собраны из бревен, заготовленных в г. Угличе. В 20 веке город стал селом. Также в музее нам удалось посидеть за старинными партами. За такими партами учились наши дедушки и бабушки. В них даже специальные ниши сделаны для чернильницы и пера. Сейчас в Свияжске тоже есть школа, но в ней учится всего 35 учеников. Ещё мы узнали, как шла торговля в давние времена. В музее среди экспонатов много старинных монет и крестов. На острове очень много церквей и местные жители у себя на огородах до сих пор находят старинные кресты и монеты.qqko

После музея мы отправились на территорию Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря, главное украшение которого - Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости. Здесь же находится единственная церковь, Троицкая церковь, стены которой сохранились с середины XVI века в неизменном виде.  Свободное время учителя, дети и их родители провели в комплексе исторической реконструкции, который называется «Ленивый торжок». Его основная задача - воспроизведение атмосферы средневекового Свияжска с его повседневной жизнью. Там же под открытым небом в трактире "У Ивана" мы попробовали народные блюда, приготовленные на костре, и попили ароматные травяные чаи.  rrko
                    Купив сувениры, взрослые и ученики отправились к речному вокзалу, где нас ждал двухпалубный теплоход «Москва».  
Нас ждала длинная дорога домой, ведь теплоход плывет около 7 часов. Но это время очень быстро пролетело, так как на борту нас ждали игры, конкурсы и даже дискотека, а по пути открывались великолепные виды на Волгу и её острова. Наш экскурсовод рассказывала нам о городах, которые мы проплывали. Интересно было проплыть под железнодорожным мостом. Но самым ярким событием поездки на теплоходе стало прохождение шлюза у Новочебоксарска. Мы увидели, как мощные насосы подняли нас на нужную высоту всего за 15 минут. Вода так и бурлила под кораблем, стремясь поскорее доставить нас домой. И вот наше путешествие подходит к концу. А на пристани в Чебоксарах нас тепло встречают родители, оставшиеся в Чебоксарах.

Эта поездка надолго останется в нашей памяти, и мы еще долго будем говорить о ней на переменах, после уроков и дома. Одним словом, всем рекомендуем посетить остров-град Свияжск, не пожалеете.            

                                                                                                                                                                                                                             А.Н. Емельянова, В.В. Михайлов