Экскурсия в Городец
В 60 км от Нижнего Новгорода на волжском берегу расположился древнейший из городов Нижегородской земли – Городец. Более восьми столетий ведёт историю славный город: повидал он и великих князей, и татаро-монгольское разорение, и купеческие караваны, и суровых старообрядцев. По преданиям, основал Городец сам великий князь Юрий Долгорукий примерно в 1152 году. Несмотря на древние корни, Городец выглядит всё так же молодо и бодро, как в старые времена. За свою уникальную культуру и быт его прозывают Малым Китежем.
Узнав об этом городе, учащиеся 7Г и 7Ж классов решили посетить это уникальное место. После обзорной экскурсии по улицам Городца экскурсовод пригласила нас в «Музей городецкого пряника», который гостеприимно распахнул свои двери в 2008 году. Он размещается в старинном купеческом доме. Здание 1906 года постройки с элементами модерна является образцом городской усадьбы и представляет собой федеральный памятник архитектуры и градостроительства. Экспозиция музея посвящена истории развития и возрождения уникального ремесла - изготовления городецких пряников. Из небольшой, но интересной экспозиции мы узнали многое о местных пряниках.
Выставки рассказывают о пряничном промысле Городца в 19 веке, истории местной артели «Красный пряничник» и Горпищекомбината. Здесь представлены описания технологий промысла, различные пряничные доски, фотографии лучших изделий, сувениры.
Затем мы отправились на набережную к памятнику Александру Невскому, установленному в Городце в канун 730-летия со дня кончины прославленного полководца.
Известно, что Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в Федоровском монастыре, в Городце. Местные жители стали первыми участниками скорби, которая постигла русскую землю со смертью великого князя. Александр Невский был канонизирован в лике святых в 1381 году.
Недалеко от памятника с 2008 года в красочном бело-синем доме купца Гришаева работает уникальный Музей самоваров, экспозиция которого представлена частной коллекцией почетного горожанина Николая Полякова, возглавляющего Управление Федеральной налоговой службы области. В музее хранится коллекция из более 500 самоваров и других предметов русской чайной церемонии. Каких только самоваров здесь нет! И самовар-«эгоист» на 75 грамм, чтобы с другими не делиться, и самовар Дон Жуан, и солдатские, и гостиничные, и дорожные, и трактирные! Данная выставка на сегодня – одна из самых крупных в России.
Нам даже разрешили потереть один из самоваров, чтобы сбылось самое заветное желание.
Одним из самых интересных мест Городца является старорусский терем, в котором живут мастера и мастерицы с золотыми руками. Он представляет этапы развития архитектуры Нижегородского края 16-19 веков. Здесь имеется уникальная возможность увидеть историю великолепной городецкой домовой резьбы. На сегодняшний день аналогов данного объекта в России не существует.
Экспозиции комплекса представляют все многообразие народных художественных промыслов Городца: произведения русской живописи, городецкую роспись, золотую вышивку, а также вышивку в стиле гипюр, резьбу по дереву, гончарные изделия, жбанниковскую свистульку.
Зал традиционных обрядов пригласил нас на церемонию чаепития «Иван-чай» со знаменитым городецким пряником. Затем нам предложили принять участие в мастер-классах по городецкой росписи и глиняной игрушке.
Каждый забрал свое «произведение искусства» с собой.
В конце поездки, купив сувениры и, конечно же, городецкие пряники, мы немного уставшие, но довольные отправились домой. Нас ждала долгая дорога и соскучившиеся родители.
А.Г. Щеглова, Е.В. Лышова
В Йошкар-Оле
30 сентября учащиеся 6б класса посетил столицу черемисов Йошкар-Олу. Погода была ветреная, без дождя, временами выглядывало солнце. Ребята были впечатлены видами на набережную Брюгге, Патриаршую площадь, Кремль и небольшой зоопарк, пообедали в известном кафе города "Тарелка". Все были очарованы красотой и гостеприимством небольшого стольного города.
Е.В. Гиндина
Болдино
«Болдинская осень» гимназистов
Какая же осень без Болдино? В конце сентября учащиеся 6 «Д» класса посетили одно из самых любимых направлений образовательного туризма – родовое имение А.С. Пушкина.
Это небольшое село в Нижегородской области с конца шестнадцатого века принадлежало предкам поэта по отцовской линии. И здесь осенью 1830 года (в тот же период, когда заповедник посетили мы!) А.С. Пушкиным был пережит поражающий взлет творческого вдохновения: за три месяца он написал около пятидесяти произведений.
Знакомство с музеем-заповедником началось с подлинного господского дома, где жил поэт. Вот диван рядом с печкой, на котором любил лежать А. Пушкин, обдумывая очередное произведение. Вот портреты его предков, а вот дверь на веранду, которая открывалась только в особо торжественных случаях, для приема гостей. Каменная церковь Успения, построенная дедом поэта, чудесный усадебный парк со старинными прудами, горбатый мостик – всё это погружает в атмосферу творческого девятнадцатого века.
Дети остались под впечатлением от поездки, каждый нашел что-то по душе, будь то домик со сказками, живописные пейзажи, настоящие интерьеры старины и необычные сувениры. Болдино – это удивительное место тишины и спокойствия, куда хочется возвращаться вновь и вновь.
О.А. Васильева
Поезд - музей
В течение всей прошлой недели новостные блоки чувашского телевидения знакомили телезрителей с анонсом Минтранспорта Чувашии: «В это воскресенье в Чебоксары приедет передвижной выставочно-лекционный комплекс РЖД, где будет представлена инновационная продукция проектных компаний РОСНАНО и других ведущих российских и зарубежных организаций. Посетители смогут ознакомиться с историей развития отечественного железнодорожного транспорта – от паровоза Черепановых до наших дней – и современной инфраструктурой сети".
Поезд-музей заезжал в Чебоксары всего на два дня - 24 и 25 сентября (на втором пути станции "Чебоксары" перед железнодорожным вокзалом), поэтому родители 8 Д класса единодушно решили посетить эту выставку совместно с детьми и классным руководителем. Итак, в воскресенье, 24 сентября мы собрались перед зданием ЖД вокзала и двинулись к передвижному составу: поезд-музей включает в себя три служебно-бытовых и девять выставочных вагонов, каждый из которых посвящен какому-либо инновационному проекту или компании, ещё в вагонах представлены макеты как новейших передвижных составов, так и самых старых паровозов.
В штате передвижного выставочно-лекционного комплекса работают специалисты-экскурсоводы. Вместо пассажирских полок – экраны, вместо столов – мини-копии электропоездов. Музей на колесах открыли в 2011 году, с тех пор он курсирует по стране и рассказывает людям о прошлом, настоящем и даже будущем российских железных дорог. Всех поразил вагон-композиция «Вагон-теплушка». Этот экспонат самый молодой в поезде. Здесь он появился в 2015-м – в честь 70-летия Великой победы. Он полностью воссоздаёт обстановку, в которой солдаты отправлялись на фронт. На пассажирских полках – сержант-сверхсрочник и рядовой Красной армии. Они греются у печки-буржуйки и пьют кипяток. Какие поезда колесили по стране во время Великой Отечественной войны, как выглядели первые паровозы и станции в начале двадцатого века? Всю биографию российской железной дороги уместили в один поезд-музей.
Не менее интересными были экспонаты вагона «Инновационное развитие ОАО «РЖД», где представлены макеты высокоскоростных поездов САПСАН, «ALLEGRO», нового электропоезда «ЛАСТОЧКА».
А в вагоне «Конференции и лекции» специальное оборудование даёт возможность показать на экране видеоролики в формате 3D, презентации, тематические фильмы. На потолке вагона развёрнута интерактивная модель «Звёздное небо», выполненная на светодиодах с низким энергопотреблением.
В вагоне «Нанотехнологии. ОАО «Роснано» экскурсовод рассказал нам, как нанотехнологические решения сегодня используются в медицине, микроэлектронике, строительстве, обрабатывающей промышленности.
Полтора часа, проведённые в музее, пролетели незаметно, только оказавшись на платформе, мы поняли: сколько всего неизведанного впереди, на жизненном пути каждого из нас, и мы обязаны гордиться нашей Родиной.
Классный руководитель 8д Т.В. Мешкова
В Свияжске
В субботу, 23 сентября, ученики 6Г и 6Ж классов в сопровождении классных руководителей Емельяновой А.Н. и Михайлова В.Н., а также родителей обучающихся, посетили остров-град Свияжск, который находится в Зеленодольском районе Республики Татарстан. На автобусе из города Чебоксары мы добирались до острова 2-2,5 часа, время пролетело незаметно, поскольку во время всей поездки нам посчастливилось любоваться красотами нашей родной республики. По пути в Свияжск мы заехали на гору «Птичий полет», которая находится в Козловском районе ЧР. С горы открывается замечательный вид на реку Волгу и её приток реку Аниш. После небольшого привала на горе мы отправились к Свияжску.
Свияжск стоит на острове и поэтому его ещё называют «остров-град Свияжск». Сначала в Свияжске жило много людей. После постройки Куйбышевского водохранилища уровень Волги поднялся и значительную часть суши затопило. Большинство людей переехало. Сейчас на острове осталось около 200 человек. Сам остров-град был основан в 1551 году при правлении Ивана IV Грозного.
Путь в город преграждает высокая лестница, поднявшись по которой попадаешь к входу Богородице-Успенского мужского монастыря. Этот монастырь был основан в 1555 году. В настоящее время в данном монастыре идут работы по реставрации.
Следующим местом, где мы остановились, стал музей истории Свияжска. В музее нам рассказывали об основании и становлении города. Свияжск имеет богатую историю. Во время основания города в тех землях жили чуваши. Первые крепости были собраны из бревен, заготовленных в г. Угличе. В 20 веке город стал селом. Также в музее нам удалось посидеть за старинными партами. За такими партами учились наши дедушки и бабушки. В них даже специальные ниши сделаны для чернильницы и пера. Сейчас в Свияжске тоже есть школа, но в ней учится всего 35 учеников. Ещё мы узнали, как шла торговля в давние времена. В музее среди экспонатов много старинных монет и крестов. На острове очень много церквей и местные жители у себя на огородах до сих пор находят старинные кресты и монеты.
После музея мы отправились на территорию Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря, главное украшение которого - Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости. Здесь же находится единственная церковь, Троицкая церковь, стены которой сохранились с середины XVI века в неизменном виде. Свободное время учителя, дети и их родители провели в комплексе исторической реконструкции, который называется «Ленивый торжок». Его основная задача - воспроизведение атмосферы средневекового Свияжска с его повседневной жизнью. Там же под открытым небом в трактире "У Ивана" мы попробовали народные блюда, приготовленные на костре, и попили ароматные травяные чаи.
Купив сувениры, взрослые и ученики отправились к речному вокзалу, где нас ждал двухпалубный теплоход «Москва». Нас ждала длинная дорога домой, ведь теплоход плывет около 7 часов. Но это время очень быстро пролетело, так как на борту нас ждали игры, конкурсы и даже дискотека, а по пути открывались великолепные виды на Волгу и её острова. Наш экскурсовод рассказывала нам о городах, которые мы проплывали. Интересно было проплыть под железнодорожным мостом. Но самым ярким событием поездки на теплоходе стало прохождение шлюза у Новочебоксарска. Мы увидели, как мощные насосы подняли нас на нужную высоту всего за 15 минут. Вода так и бурлила под кораблем, стремясь поскорее доставить нас домой. И вот наше путешествие подходит к концу. А на пристани в Чебоксарах нас тепло встречают родители, оставшиеся в Чебоксарах.
Эта поездка надолго останется в нашей памяти, и мы еще долго будем говорить о ней на переменах, после уроков и дома. Одним словом, всем рекомендуем посетить остров-град Свияжск, не пожалеете.
А.Н. Емельянова, В.В. Михайлов
В театре
В моей педагогической практике уже стали доброй традицией выходы с детьми в театры, кино, различные выставки и музеи. Побывав в этом учебном году на традиционном родительском собрании в 5 А классе, я нашла широкий отклик и среди родительской аудитории на всевозможные внеклассные мероприятия. Просмотрев афиши наших столичных театров, я предпочла вывезти моих новых учеников на мюзикл "ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА" МОСКОВСКОГО ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА им. НАТАЛИИ САЦ, актёры этого театра в гостях в городе Чебоксары побывали, к сожалению, только с однодневным визитом. Наша намеченная поездка в Чувашский Государственный театр Оперы и Балета состоялась 12 сентября.
Сюжет этого мюзикла дети помнят наизусть: он повествует о путешествии за счастьем и мечтой маленькой девочки Дороти и ее друзей – собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. Их путешествие полно опасностей: злая колдунья строит им козни на каждом шагу, в Голубом и Желтом королевствах они едва ни сбиваются с пути, да и в самом Изумрудном городе их ждут сплошные сюрпризы, но, конечно же, все окончится хорошо…
В своём отзыве о мюзикле Саша Степанов пишет: «Самым лучшим, на мой взгляд, был артист, сыгравший Гудвина. Посещение театра мне понравилось ещё и тем, что мы побывали здесь всем классом…»
А Евгений Куява поделился тайной: «С самого раннего детства каждый вечер я засыпал под аудиозапись этой сказки. Мне очень нравилось прослушивать её от начала до конца, сопереживать её героям. И когда наш учитель русского языка предложила нашему классу посетить мюзикл, все с радостью согласились…»
Максим Семёнов: «Мне очень понравилась игра актёров, было интересно наблюдать за каждым. Играла красивая музыка, костюмы были яркими и красочными…»
Во время антракта мы внимательно рассмотрели оркестровую яму, откуда и доносится чудо-музыка во время представления. Поездка запомнилась всем, хочется поблагодарить родителей обучающихся 5 А за поддержку, за своевременно купленные билеты, а новая поездка, я очень надеюсь, не за горами.
Мешкова Т.В.
Экскурсия на мусороперегрузочную станцию
15 августа Сегодня воспитанники лагеря с дневным пребыванием детей в рамках проекта «Образовательный туризм» посетили мусороперегрузочную станцию г.Чебоксары. В ходе экскурсии ребята познакомились с процессом сортировки твёрдых коммунальных отходов. Здесь мусор сортируется по видам: отдельно пластиковые бутылки, бумага, полиэтиленовая пленка, упаковка из-под шампуней и бытовой химии. Все эти отходы прессуются в тюки для повторного использования. К сожалению, повторно используется только примерно 25% ТБО, остальное вывозится на полигон под Новочебоксарском для дальнейшей утилизации. Также ребята посетили музей, где можно увидеть, чтолюди безжалостно выкидывают в мусор. Среди экспонатов есть фотоаппараты, печатные машинки, особенно трепетно сотрудники музея относятся к предметам, относящимся к истории Великой Отечественной войны: медали, письма с фронта, газета от 10 мая 1945 года. Экскурсия завершилась просмотром видеоролика об экологической ситуации в Чувашии, о том, как АО «Управление отходами» способствует улучшению экологии в Чебоксарах и в целом по республике. Ведь переработка ТКО сохраняет природу!
Поездка в Болдино
24 мая учащиеся 6Ж и 6Г классов под руководством Никитиной Анастасии Сергеевны, Лышовой Елены Викторовны и Щегловой Алины Германовны отправились на экскурсию в родовое имение Александра Сергеевича Пушкина, в село Болдино.
Погода была солнечная, настроение приподнятое, все находились в предвкушении того, что скоро мы ступим на землю, по которой ходил наш великий поэт.
И вот оно знаменитое Болдино! Это одно из самых известных и посещаемых пушкинских мест России. Здесь сохранился подлинный господский дом, где жил поэт, приезжая в Болдино, флигель – вотчинная контора, а также усадебный парк со старинными прудами. К настоящему времени весь комплекс усадьбы полностью воссоздан на основе архивных документов и данных археологических раскопок. Восстановлена также претерпевшая основательные разрушения каменная церковь Успения, которая строилась еще дедом поэта в конце восемнадцатого века.
Знакомство с заповедником для нас началось с пушкинской усадьбы. Здесь сразу погружаешься в поэтичную атмосферу тихих дворянских гнезд далекого девятнадцатого века: дом с мезонином, старые липы, пруды в тени серебристых ив, горбатый мостик...
Дом сохранился с начала позапрошлого столетия и помнит несколько поколений владельцев этой усадьбы. Но, самое главное, он помнит самого Пушкина, пережившего в этих стенах свою неповторимую Болдинскую осень. Экспозиция дома позволяет представить обстановку, окружавшую поэта, и рассказывает о его творчестве той поры.
Все: и ребята, и взрослые – с большим удовольствием гуляли по усадьбе А.С. Пушкина, дышали свежим воздухом, наслаждались пряным запахом только что скошенной травы и душистым ароматом цветущих деревьев и растений. Прошлись по горбатому мостику, по которому когда-то гулял сам Александр Сергеевич.
Александр Сергеевич Пушкин приезжал сюда трижды, в 1830-е годы. В общей сложности он провел в Болдине более пяти месяцев. Здесь были созданы многие из его лучших творений. Среди них последние главы «Евгения Онегина», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэмы «Медный всадник», «Домик в Коломне», «Анджело», десятки стихотворений из числа лирических шедевров Пушкина, почти все его сказки. Ни с чем не сравнимый взлет творческого вдохновения поэт пережил осенью 1830 года, когда всего за три месяца было написано около пятидесяти произведений различных жанров. Именно с этим периодом его творческой биографии связано звучное и памятное всем название - Болдинская осень.
Рядом с усадьбой, в двух восстановленных домах бывшего церковного причта, открыт детский музей «В мире пушкинских сказок». Сказочные кукольные персонажи, панно – иллюстрации, произведения городецкой росписи… Все здесь удивительно соответствует ощущению, которое живет в каждом из нас от любимых сказок Пушкина с их чудесами, жизнерадостностью и всепроникающей, доброй и мудрой, улыбкой автора.
От экскурсовода мы узнали, что музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдине включает в себя и вторую усадьбу, когда-то принадлежавшую Пушкиным – в селе Львовка. От времен ее последнего владельца, сына поэта А.А. Пушкина, сохранился дом, аллеи усадебного парка, частично уцелевшая деревянная церковь Святого Александра Невского и здание церковно-приходской школы. Ныне в барском доме открыт музей литературных героев по пушкинским «Повестям Белкина». К сожалению, мы не успели съездить туда , но надеемся, что в следующий наш приезд мы посетим и эти памятные для каждого русского человека места.
До свидания, Болдино! До новых встреч!
Е.В. Лышова, А.Г. Щеглова
Поездка в Мариинский посад
В Чувашии есть много красивых мест. Город Мариинский Посад является одним из таких удивительных и интереснейших городов Чувашского края, где можно полюбоваться прекрасными видами на приволжские ландшафты. Ученики 6 «Д» класса посетили этот прекрасный город. Сначала нас встретила императрица. У ребят была возможность с ней сфотографироваться. Затем нас сопроводили в краеведческий музей купеческо-мещанского быта. Мы могли окунуться в атмосферу 19 века, побывав в купеческом доме. Нас угостили чаем, заваренным на травах.
Одной из интересной частью нашей поездки был также исторический квест. Перед ребятами, разделившимися на две команды, была поставлена задача - найти клад. В поисках клада ребята обошли все уголки набережной и успешно справились с заданием. Клад был найден и поделен между всеми участниками. В хорошем настроении мы отправились домой.
Н.Н. Семенова
Поездка в северную столицу
Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград-Санкт-Петербург.Город -легенда. Каждый мечтает побывать здесь, полюбоваться красотой северной столицы. Вот и учащиеся 10А и 10Г классов отправились за новыми впечатлениями в этот мистический, завораживающий город.
Сначала мы посетили Петропавловскую крепость, с истории создания которой начинается история Санкт-Петербурга. Проезжая по набережной реки Мойки на Б.Конюшенной, мы увидели настоящие памятники архитектурного строения прошлых веков, здесь в каждом доме своя удивительная история, экскурсовод рассказывала о домах, где по соседству в разные времена жили известные писатели, поэты, государственные деятели.
На углу с набережной Мойки нам показали дом, где в прошлые века располагалась популярная кондитерская Вольфа и Беранже. Здесь перед дуэлью Пушкин встречался со своим лицейским товарищем К. Данзасом, который стал впоследствии его секундантом.
Мы увидели Строгановский дворец, в котором в 18 веке один из богатейших аристократов России граф Строганов часто устраивал грандиозные званые обеды.
Путешествуя по городу, мы увидели и узнали много нового из исторического прошлого Санкт – Петербурга, за время пребывания в котором мы побывали в Государственном Эрмитаже, одном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира; Исаакиевском соборе, крупнейшемправославном храме; Военно-морском музее, одном из старейших музеев России и одном из крупнейших морских музеев мира; Государственном музее-заповеднике «Петергоф»,бывшей императорской загородной резиденции; Меншиковском дворце (филиале Эрмитажа), музее-квартире А.С.Пушкина.
Одной из незабываемых экскурсий был поход в Кунсткамеру, нам рассказали, как на Руси при Петре I зарождалась и развивалась медицина, что собранная им в те времена коллекция была уникальна и служила для анатомического изучения человека.
До свидания, Петербург, мы с тобой не прощаемся, обещаем вернуться еще за новыми впечатлениями.
А.Г. Щеглова
Экскурсия в Москву
18 мая ученики 5Г и 5Ж классов вернулись из Москвы. В поездке их сопровождали учитель иностранного языка и классный руководитель, Ульянова Анна Николаевна, а также родители обучающихся.Детям очень запомнилась дорога в столицу России. Добирались мы туда на поезде. Ученики играли в игры, пели песни, рассказывали истории из жизни, шутили и смеялись. В Москву мы прибыли рано утром, на Казанском вокзале нас встретил экскурсовод. Мы сразу же отправились на обзорную автобусную экскурсию по городу. Во время поездки мы узнали много нового о столице нашей Родины. Затем мы посетили Красную площадь и ГУМ. С погодой нам, конечно, не повезло: было очень холодно и шёл дождь. Но интересное повествование экскурсовода заставляло нас не обращать внимание на такие мелочи. Посетив музей Великой Отечественной войны, ученики узнали о подвигах советских солдат и партизан, а также о ключевых событиях войны.На второй день нашей экскурсии мы посетили музей-заповедник "Коломенское", где буквально пережили один день из жизни царя Алексея Михайловича. Далее нас ждал музей Космонавтики. Взрослым и детям было очень интересно послушать об истории советской и российской космонавтики. Посещение выставки "Мосградэкспо" на ВДНХ позволило нам осознать, насколько огромной и прекрасной является столица нашей страны.
Великолепным завершением нашей поездки стала двухчасовая автобусная экскурсия по ночному городу. Ученики и их родители остались довольны поездкой. У детей возникло желание учиться лучше и узнавать больше, чтобы в будущем поступить в один из престижнейших ВУЗов Москвы.
А.Н. Ульянова
Экскурсия в замок на Волге
В работе МБОУ «Гимназия №1» одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие патриотических и гражданских качеств личности. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Именно с целью воспитания патриотизма, прикосновения к истории своей великой страны, ознакомления с памятниками архитектуры дворцового типа прошлых времён 29 мая учащиеся 6А класса МБОУ «Гимназия №1» совершили экскурсию на теплоходе в Шереметевский замок, который находится в п. Юрино республики Марий Эл. Школьников сопровождали классный руководитель Ерастова Е. А. и родители.
Круиз начался в 9 часов утра от Чебоксарского речного порта и продолжился по реке Волге. Экскурсовод рассказывала туристам о Чебоксарах, о Козьмодемьянске, о Шереметевском замке по пути следования теплохода. Также на борту судна проводились веселые конкурсы, викторины, игры. Кульминацией стала двухчасовая экскурсия по Шереметевскому замку. Учащиеся увидели замок, построенный в 19 веке, залы, лестницы, балконы, камины, картины, мебель, хранящие духисторических событий, которые происходили в стенах замкав разные времена. В 20.00 экскурсанты прибыли в родной город, где на причале ребят ждали родители.
Е.А. Ерастова
В русском драматическом театре
1941-1945... Это трогательная и трагическая дата для каждой семьи нашего великого народа.
С каждым годом все дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но для тех, кто воевал, кто полной чашей испил и горечь отступления, и радость наших великих побед, эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие.
Вот уже 72 года прошло со Дня Победы. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах… Режиссер-постановщик Государственного ордена «Знак Почёта» русского драматического театра Красотин В.А. показал войну через призму человеческих отношений. Эту постановку - сны об одной абсолютно счастливой деревне - и посмотрели с большим интересом обучающиеся 7Б, 7Д, 7Е, 10 В классов 11 мая вместе с учителями литературы Мешковой Т.В. и Мизуровой В.Н.
Спектакль не демонстрирует постоянных сцен войны, сражений и наступления врага, но во время просмотра понимаешь – там, за лесополосой, синей речкой и дальше, идет война. Диалоги героев просты и незамысловаты, понятны и трогательны.
«Синяя-синяя речка» — это малоизвестная пьеса ленинградского литератора, писателя, переводчика восточной поэзии Бориса Вахтина, написанная в 1967 г. Она была напечатана в альманахе «Балтийские сезоны». Спектакль повествует о простом народе, мужество и преданность которого помогли одержать победу над фашизмом.
Основной темой в спектакле становится чистая и бесконечная любовь Полины и Михеева. На следующий день после свадьбы главные герои вынуждены расстаться: началась Великая Отечественная война. Михеев погибает на поле боя, так и не повидав своих сыновей. Оставшись без мужа с двумя детьми и разваливающимся хозяйством, Полина не сломалась. Пережить горе и выстоять тяжелое время вдове помогает сильная воля и любовь к жизни.
Ребята увидели деревенских жителей, одинаково желающих мира, любви и простого человеческого счастья. Это не оставляет зрителя равнодушным, и сюжет «Синей-синей речки» еще долго остается в памяти обучающихся.
Т.В. Мешкова
Путешествие по Санкт-Петербургу
Со 2 мая по 5 мая, в рамках проекта «Образовательный туризм», учащиеся 9А класса побывали в колыбели трех революций городе-герое Санкт-Петербурге.
Ребята познакомились с Петропавловской крепостью, посетили Эрмитаж, г.Петергоф, первый музей естествознания Кунсткамеру, театр-макет Петровскую Акваторию.
Накануне Дня Победы посетили Пискаревское мемориальное кладбище, почтили память тех, кто защищал Ленинград все 900 дней блокады. Стали свидетелями репетиции парада на Дворцовой площади.
Погода сопровождала солнечная. Удалось увидеть закат на Неве. Совершили прогулку по каналам.
Невозможно за четыре дня налюбоваться всей красотой Петербурга. Обойти его полностью. Ждем следующей встречи с тобой, Питер!
Кирий С.
В Национальной библиотеке
27 апреля 11 «Г» класс ходил в Национальную библиотеку на открытую лекцию «Образ матери в творчестве М. Горького и в современной литературе», посвященную республиканскому Году матери и отца и приближающемуся 150-летнему юбилею писателя. Яковлева Ирина Петровна познакомила ребят со многими произведениями, в которых тема раскрывается по-разному. Учащиеся узнали о сложных интерпретациях образа матери в творчестве русских писателей. Старшеклассники не только получили новые знания, но и обогатили себя нравственно, задумались о своём отношении к матерям.
Е.П. Ларионова
В городе-герое Волгоград
Накануне Дня Победы учащиеся 6 В класса побывал в городе - герое Волгограде, где Мамаев Курган, Мемориал «Героям Сталинградской битвы», Солдатское поле и мемориал в с. Россошки, интерактивный музей – «Бункер Сталинграда», в котором собраны экспонаты времен Великой Отечественной войны - пулемёты, винтовки, шинели, карты боёв. Здесь можно самому закачать воздух в помещение при помощи ручной системы отчистки воздуха, спуститься в подземный ход, узнать о продукции Сталинградских заводов, которую они выпускали для обороны города. Для усиления эффекта присутствия в музее используются звуки, сигналы, погружающие посетителей в атмосферу войны: звуки воздушной тревоги, сирены, перестрелки и другие.
Поездка в Волгоград обещала стать веселым путешествием для детей и
взрослых. Все так и начиналось: оживленные сборы в дорогу, предвкушение новых
впечатлений, суета, автобус, поезд, наслаждение необычайно насыщенной общением бессонной ночью на колесах под размерное "чу-чух, чу-чух"...
Но все изменилось в момент, как мы ступили на Мамаев курган...
С глубоким вдохом вся душа наполнилась труднообъяснимым состоянием "вне
времени и пространства"... Как-будто мы оказались среди душ погибших здесь солдат, детей, женщин,стариков...Их присутствие ощущалось кожей. И от тяжести, выпавшей на их долю, слезы просто душили не переставая. Любые слова, написанные сейчас, будут восприниматься банальностью, по сравнению с тем, что ощущаешь на Сталинградской земле.
Рекомендую раз в жизни каждому съездить в эти святые места,
чтобы понять ЖИЗНЬ еще глубже и ценить МИР еще больше. (мама Даши Радаевой, Радаева Ольга Нифантовна).
В пожарной части
28 апреля 2017 г. в рамках Всероссийского открытого урока ОБЖ учащиеся 8-классов МБОУ "Гимназия №1" г. Чебоксары побывали с экскурсией в пожарной части № 5 по адресу г. Чебоксары, ул. М. Павлова, д.№21. Тепло встретил гимназистов зам. начальника ПЧ-5 майор Авдеев Григорий Александрович. После короткой вступительной речи он рассказал историю пожарной части, ознакомил с пожарными и спасательными инструментами, показал технику. Затем ознакомил с помещениями части, где питаются и отдыхают в свободное время сотрудники, занимаются спортом, читают книги и журналы, смотрят телевизор. В это же время по тревоге 3 экипажа за короткое время выехали на место происшествия. Примерно через час все три экипажа вернулись обратно в родную часть, выполнив свой долг. Так ребята в живую посмотрели деятельность сотрудников МЧС. Возможно, у кого-то появится желание стать пожарным, ведь их работа хотя и очень опасная, но очень нужная.
В.Н. Пыркин
В анатомическом музее
Обучающиеся 8 "Г" класса химико-биологического профиля под руководством классного руководителя Лобастова О. О. посетили анатомический музей медицинского факультета ЧГУ им. И. Н. Ульянова. В музее представлено около 600 наглядных препаратов по всем разделам анатомии. Важная достопримечательность музея – это мемориальная комната, куда на вечное хранение передано сердце народного поэта Чувашии Петра Хузангая.
О.О. Лобастов
В литературном музее
Итак, как литератор на своих уроках я продолжаю следовать теории Германа Константиновича Селевко - заслуженного работника высшей школы, автора технологии саморазвивающего обучения. В этот раз мой нетрадиционный урок литературы прошёл в Литературном музее им К. В. Иванова — филиалеЧувашского национального музея. С обучающимся 8Б класса здесь мы первый раз, и знакомство с музеем ребята начали с его истории. По экспонатам музея можно проследить всю историю чувашской литературы. Здесь проводятся обзорные и тематические экскурсии, устраиваются встречи с писателями и поэтами, организуются литературно-музыкальные вечера.
Обучающиеся узнали, что музей был открыт в октябре1940 года. Создание кладезя чувашской литературы и искусства было приурочено к 50-летию со дня рождения К. В. Иванова, основоположника чувашской литературы, ученика и учителя Симбирской чувашской школы, переводчика, художника, классика чувашской поэзии, автора бессмертной поэмы «Нарспи». Ведь поэма «Нарспи» – энциклопедия жизни народа, сохранившая древние чувашские языческие обряды и обычаи. В интерьере кабинета Иванова экспонируются мемориальные вещи поэта, среди которых ребята увидели самодельную пишущую машинку, письменные принадлежности, рукописи и рисунки поэта.
Нам повезло, постоянная экспозиция музея посвящена жизни и творчеству чувашских писателей и поэтов XX века, достойное место в музее занимает раздел, посвящённый литераторам-фронтовикам. Особый интерес вызвал отдел, посвящённый писателю Леониду Агакову, чьи «Золотая цепочка» и «Синичка» анализировались и обсуждались совсем недавно на уроках литературы.
Ещё одна постоянная экспозиция посвящена Петру Петровичу Хузангаю - поэту, переводчику, участнику Великой Отечественной войны. Петр Петрович обогатил литературу многочисленными произведениями, наполненными глубокими раздумьями над прошлым, настоящим и будущим родного народа.
Поучительным стал рассказ экскурсовода о разделе «И.Я. Яковлев и Симбирская чувашская школа». Первый чувашский алфавит, первый чувашский букварь, первые книги для чтения на чувашском языке, первые чувашские учебники, переписка между И.Я. Яковлевым и И.Н. Ульяновым, диорама «Приезд И.Я. Яковлева в чувашскую деревню» работы художника В. Семенова рассказывают о жизни и деятельности просветителя народов Поволжья.
Наряду с прекрасно проведённой экскурсией дети с удовольствием поучаствовали и в предложенном квесте, по итогам которого каждого участника ждала награда – Сертификат.
Диорама "Киремет», у которой каждый мог загадать желание. Согласно поверью нужно бросить монетку в сосуд около дерева, чтобы желание исполнилось. Несомненно, экскурсия была поучительной и интересной, а наши уроки вне учебного кабинета станут традиционными.
Мешкова Т.В. учитель русского языка и литературы
Духовно-патриотическое воспитание
Гимназисты посетили выставку, посвященную 465-летию добровольного присоединения Чувашии к России, и узнали об истории и традиции празднования Пасхи.
Ученики 6 «В» Гимназии №1 посетили Музейно-библиотечный комплекс храма Новомучеников и исповедников Российских, где действует образовательная программа, посвященная 465-летию присоединения Чувашии к России.
В ходе экскурсии ребята погрузились в таинственный мир средневековой Руси, увидели старопечатные книги в кованом железном сундуке, движущуюся карту водного пути флотилии святителя Гурия, старинные живописные полотна и многое другое. Проект, популяризующий межэтническое содружество и единение народов, расширил познания ребят о культуре и истории Отечества. В этот же день ребята посетили Покрово-Татианинский собор, где услышали об истории и традициях празднования Пасхи.
«Эта экскурсия была не только интересной, но и красивой, - поделились ребята. – А еще полезной, так как мы не просто расширили кругозор, но и вспомнили о том, что нужно делать хорошие поступки, быть отзывчивыми и внимательными к людям».
Васильева О.А.
Страница 197 из 267